Дети-клоуны, дети-шуты - редко какой класс обходится без
них. Для неопытной учительницы, когда на уроке сидит такой "артист",
работа становится пыткой.
Данные рекомендации помогут педагогам выработать оптимальную
модель поведения в этой ситуации.
* Многим детям
помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что в классе есть ребенок,
который обязательно начнет "тянуть одеяло на себя", прямо в начале
урока (объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту персонального
пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за помощь, внешний вид,
прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто подойдите и постойте рядом,
прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень рентабельная трата времени, потому
что в большинстве случаев этой минутной "порции" бывает достаточно,
чтобы следующие 15-20 минут ребенок мог нормально работать и не портить вам
нервы. Кроме того, он получает важный опыт, что внимание взрослого вовсе не
обязательно "выцыганивать" - вы и так о нем помните и хорошо к нему
относитесь.
* Иногда очень
хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и поговорите с
ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в классе, как вы от этого
устаете и расстраиваетесь, что остальные дети могут чего-то недопонять, не
разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе не злые, они очень живо и
сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне хотят исправить свое поведение
- только не могут ничего с собой поделать. Договоритесь, что вы не будете против
безобидных шуток, разряжающих обстановку в классе, но как только ученик
начинает вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл
которого: "Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест,
взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно,
что он становится "избранным", доверенным лицом, хранителем секрета.
Ваш условный знак (который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та
самая необходимая порция внимания, "доза", глоток воздуха, который
позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.
* Если сдерживающие
усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши "карательные меры" не
подкрепляли истерическое поведение, а наказание не превращалось в театр одного
актера. Можно до конца урока отсадить ученика на стул, стоящий так, чтобы
остальные дети его не видели, можно задать дополнительное письменное задание -
чтобы головы не мог поднять. Важно избежать долгого спектакля: "Выйди из
класса!" - "Нет, а что я сделал?", и так пять раз по кругу,
поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам ребенка много внимания.
Быстро, кратко, решительно, безэмоционально пресекайте безобразие, стараясь не
прерывать хода урока - и все.
* Ни в коем случае
не создавайте для такого "обаяшки" режим попустительства. Не нужно подкреплять
его пагубную жизненную стратегию. Как бы высокохудожественно он ни раскаивался
и как бы умилительно ни улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для
всех, и тебе придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение
терпеть не буду.
* Когда ученик
ведет себя хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность
посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове
неправильную связь "паясничаю - получаю внимание, сижу смирно - меня как
будто бы нет" и заменить ее другой: "паясничаю - оказываюсь в
изоляции, веду себя хорошо - получаю внимание и признательность".
0 коммент.:
Отправить комментарий