Речь идет о свойствах нервной системы, которые, согласно
современным представлениям, имеют генотипическую природу и в этом смысле
понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека.
Этот факт следует особо подчеркнуть, так как он означает, что нельзя не
считаться с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и не
учитывать их в педагогическом процессе.
Человек со слабой нервной системой отличается
невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и
посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.
Человека с инертной нервной системой характеризует
замедленное протекание нервных процессов.
Согласно психологическим исследованиям, слабые и инертные
по своим нейродинамическим особенностям школьники хуже учатся, они чаще
относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих, чем учащиеся с другими
свойствами нервной системы. Но это не означает, что слабые и инертные школьники
заранее, своей природой обречены на плохую успеваемость. Об этом, в частности,
говорят те факты, что среди отличников нередко встречаются школьники со слабой
и инертной нервной системой.
Однако отдельные учебные задачи, действия и ситуации должны
быть признаны неодинаково трудными для лиц с разными проявлениями основных
свойств нервной системы. В связи с этим, немалое значение приобретают
особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя.
Школьный психолог может стать союзником и консультантом
учителя в формировании индивидуального подхода к такому учащемуся. Прежде
всего, психолог выясняет причину трудностей неуспевающего ученика,
устанавливая особенности его нервной системы с помощью специальных методик.
Умение же учителя найти индивидуальный подход к такому
ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных
учащихся. Многим, наверняка, пришлось наблюдать или даже испытать на себе, как
много значит конкретный учитель, как резко могут измениться у некоторых
учащихся успехи в учебе и отношение к какому-либо школьному предмету с
приходом нового учителя. И дело тут не только в его профессиональных знаниях
или доброжелательном отношении к ученикам.
Практика показывает, что учителя не всегда используют
знания об индивидуальных свойствах учеников в учебном процессе. Иногда на
уроках приходится наблюдать следующую картину.
Учитель ведет урок в очень быстром темпе. Следует вопрос за
вопросом, отвечать на них требуется немедленно, времени на обдумывание ответа
практически нет. Учитель, чтобы не терять секунды, даже не дает ученику встать,
а побуждает отвечать сидя. Если кто-то замешкался, учитель отвечает сам или
вызывает другого школьника. «Быстро, скорее»,— подгоняет он учащихся.
Объяснение нового материала включено в опрос по уже изученному.
Дети одновременно слушают учителя, отвечают на вопросы,
отмечают по контурной карте, ищут нужные главы в учебнике, смотрят диапозитивы.
В таких условиях продуктивно работает меньше половины класса. В самом тяжелом
положении находятся слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям
ученики. Так учитель в силу своих личностных особенностей еще более затрудняет
учебную деятельность этих школьников, и неудивительно, что часть из них
становятся неуспевающими.
Вообще, младшие школьники, особенно первоклассники, быстро
достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают
выносливостью к нервным нагрузкам, очень возбудимы, впечатлительны,
эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую,
медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени.
При этом встречаются дети, у которых возрастная слабость
нервной системы сочетается с яркой индивидуальной выраженностью
вышеперечисленных свойств. В этих случаях психологические проявления основных
свойств нервной системы могут носить парадоксальный характер. Например, крайняя
степень переутомления может выражаться в повышенной суетливости ребенка,
хаотичной двигательной активности, нарастании возбуждения, нередки агрессивные
выходки, бурные эмоциональные реакции, плач и т.п.
Встречаются также дети с противоположной картиной
поведения: ребенок спокойно-тихий, заторможенный, осторожный, послушный. Однако
на уроках обнаруживается, что он не в состоянии сосредоточиться в условиях
каких-либо помех, выполнить задание, требующие повышенного умственного
напряжения. На незначительные замечания может чрезвычайно болезненно
отреагировать, обидеться, заплакать. И это также является проявлением
повышенной утомляемости, слабости нервной системы.
Повышенная обидчивость, ранимость детей со слабой нервной
системой может часто приводить к тому, что они становятся объектами нападок со
стороны сверстников, своеобразными «козлами отпущения» в группе. Следует особо
уберегать этих детей, не допуская у них возникновения невротических срывов.
Выделяют следующие виды учебных ситуаций, которые
затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
1) длительная напряженная работа (как домашняя, так и на
уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать
ошибки, медленнее усваивает материал;
2) ответственная, требующая эмоционального,
нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная
работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время;
3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и
требует на них немедленного ответа;
4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный
вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для
слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее
ситуация письменного ответа, а не устного;
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики
учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или
его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время
объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу,
привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), заставляет
делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т. д.);
8) работа в шумной, неспокойной обстановке;
9) работа после резкого замечания, сделанного учителем,
после ссоры с товарищем и т. д.;
10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного
педагога;
11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по
объему, разнообразный по содержанию материал.
Теперь перечислим ситуации, в которых особые затруднения
возникают у инертных учащихся:
1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные
по содержанию и по способам решения;
2) когда учитель подает материал в достаточно высоком
темпе;
3) когда время работы ограниченно и невыполнение в срок
грозит отрицательной оценкой;
4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя,
ответ или вопрос другого учащегося);
5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного
вида работы на другой;
6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на
первых порах его заучивания;
7) выполнение заданий на сообразительность при высоком
темпе работы.
Для того чтобы учебная деятельность слабых и инертных была
успешной, им следует выработать специальные приемы ее организации. Существенную
роль при этом может играть учитель. Он способен как облегчить, так и осложнить
учебную деятельность ученика.
Известно, что полезными для слабых по своим
нейродинамическим свойствам учеников будут следующие правила, используемые
учителем:
1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого
ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной
форме;
3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток
времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить
его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере
усвоения;
4) лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый,
только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий
урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
5) путем правильной тактики опросов и поощрений (не только
оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно
формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в
возможности учиться;
6) следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и
сам очень болезненно относится к ним;
7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки
и исправления написанного;
8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться
не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
При работе с инертными учениками нужно особо обратить
внимание на следующие моменты:
1) не требовать от них немедленного включения в работу; их
активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
2) следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую
активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются
работать в такой ситуации;
3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения
неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они
чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;
4) поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от
предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене),
не следует проводить их опрос в начале урока;
5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика
требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос;
6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать,
переключать внимание на что-либо другое;
7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать
новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего
раза, дав возможность позаниматься дома.
Помимо следования данным рекомендациям неуспевающему учащемуся
нужно помочь найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы
организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть
собственные трудности и развить свои преимущества и дарования.
Преимущества слабых по своим нейродинамическим
особенностям учащихся обнаруживаются, прежде всего, в ситуациях, требующих
монотонной работы. Установлено, что слабые легче действуют по шаблону, по
схеме.
Слабые любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя
задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной,
планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к
другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности.
Слабые склонны планировать предстоящую деятельность, любят
составлять планы в письменной форме. Поэтому они успешнее в тех видах
деятельности, которые требуют предварительной подготовки.
Слабые склонны к систематизации знаний, что также
обеспечивает им большую глубину усвоения. Они предпочитают при ответе и при
усвоении материала использовать внешние опоры; поэтому разнообразные виды
наглядного изображения—графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы—облегчают
им учебную деятельность.
И, наконец, слабые склонны к тщательному контролю за
выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. Если им
предоставляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем сильные.
Инертные ученики также
обладают положительными особенностями. Они могут работать, долго не отвлекаясь
(на реплики учителя, на работу учащегося, выполняющего задания у доски). У них
отмечается высокая степень самостоятельности в выполнении заданий.
Инертных отличает медленное нарастание активности, но зато
долгое ее сохранение. У них наблюдается склонность к однообразной работе, они
также успешно справляются с монотонной работой на протяжении долгого времени.
В определенные моменты учебного процесса от учеников
требуется полностью выслушать объяснение учителя, а затем начинать выполнять
задание. Инертные ученики без труда, быстрее, чем подвижные, начинают соблюдать
это требование.
В работе на сообразительность инертные ученики принимают
активное участие в том случае, если им дается достаточное время для
обдумывания. Кроме того, они активны в работе по пройденному материалу.
Особый интерес представляют случаи, когда условия учебной
деятельности требуют от ученика таких качеств, которые не соответствуют
особенностям его нервной системы. В этих условиях учащийся должен использовать
специальные компенсаторные приемы, которые помогут ему преодолеть возникшие
трудности и успешно справиться с учебным заданием.
Так, слабые по своим нейродинамическим особенностям ученики
компенсируют быструю утомляемость частыми перерывами для отдыха, разумной
организацией учебной деятельности, режимом дня. Недостаточную сосредоточенность
и отвлекаемость внимания—усиленным контролем и проверкой работ после выполнения.
Медленный темп умственной работы компенсируется тщательной
предварительной подготовкой работы, что дает возможность слабым на первых ее
этапах обгонять сильных (сильным свойственна медленная, постепенная
врабатываемость).
Помимо этого, предварительная подготовка, глубокий
всесторонний анализ и обдумывание усваиваемой информации, ее систематизация, составление
плана ответа позволяют слабым в некоторой степени уменьшить нервно-психическое
напряжение, возникающее у них в ответственные моменты их учебной деятельности
(контрольные, экзамены).
Инертные ученики могут
использовать следующие приемы:
1) дают неполный ответ с последующим дополнением после
небольшой паузы; такая тактика позволяет выкроить недостающее для обдумывания
время, когда учитель задает вопросы в высоком темпе и требует немедленного
ответа;
2) дают предваряющие ответы — когда учитель в высоком темпе
предъявляет задания, последовательность которых ясна (например, вопросы
записаны на доске), инертные могут увеличить скорость работы за счет выполнения
следующего задания, пропустив предыдущее;
3) выполняют превентивные действия в подготовке
ответов — прежде чем ответить на поставленный вопрос инертный предварительно
готовится и отвечает только после того, как формулировка ответа уже готова;
конструирование ответа по ходу выступления сопряжено для них с большими
трудностями.
0 коммент.:
Отправить комментарий