понедельник, 6 февраля 2017 г.

Учет особенностей нервной системы ребенка в педагогическом процессе


Речь идет о свойствах нервной системы, которые, согласно современным представлениям, имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизмен­ные, стабильные характеристики человека. Этот факт следует особо подчеркнуть, так как он означает, что нельзя не считаться с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и не учитывать их в педагогическом процессе.
Человек со сла­бой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.
Человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных про­цессов.
Согласно психологическим исследованиям, слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям школьники хуже учатся, они чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих, чем учащиеся с другими свойствами нервной системы. Но это не означает, что слабые и инертные школьники заранее, своей природой обречены на плохую успеваемость. Об этом, в част­ности, говорят те факты, что среди отличников нередко встреча­ются школьники со слабой и инертной нервной системой.
Однако отдельные учебные задачи, действия и ситуации должны быть признаны неодинаково трудными для лиц с разными проявлениями основных свойств нервной системы. В связи с этим, немалое зна­чение приобретают особенности организации учебного процесса, зависящие от учителя.
Школьный психолог может стать союзником и консультан­том учителя в формировании индивидуального подхода к такому учащемуся. Прежде всего, психо­лог выясняет причину трудностей неуспевающего учени­ка, устанавливая особенности его нервной системы с по­мощью специальных методик.
Умение же учителя найти индивидуальный подход к такому ученику иногда отража­ется не только на учебе, но и на судьбах отдельных учащихся. Многим, наверняка, пришлось наблюдать или даже испы­тать на себе, как много значит конкретный учитель, как резко могут измениться у некоторых учащихся успехи в учебе и отно­шение к какому-либо школьному предмету с приходом нового учи­теля. И дело тут не только в его профессиональных знаниях или доброжелательном отношении к ученикам.
Практика показывает, что учителя не всегда используют знания об индивидуальных свойствах учеников в учебном процессе. Иногда на уроках приходится наблюдать следующую картину.
Учитель ведет урок в очень быстром темпе. Следует вопрос за вопросом, отвечать на них требуется немедленно, времени на обдумывание ответа практически нет. Учитель, чтобы не терять секунды, даже не дает ученику встать, а побуждает отвечать сидя. Если кто-то замешкался, учитель отвечает сам или вызывает дру­гого школьника. «Быстро, скорее»,— подгоняет он учащихся. Объяснение нового материала включено в опрос по уже изучен­ному.
Дети одновременно слушают учителя, отвечают на вопросы, отмечают по контурной карте, ищут нужные главы в учебнике, смотрят диапозитивы. В таких условиях продуктивно работает меньше половины класса. В самом тяжелом положении находятся слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям ученики. Так учитель в силу своих личностных особенностей еще более затрудняет учебную деятельность этих школьников, и неудивительно, что часть из них становятся неуспевающими.
Вообще, младшие школьники, особенно первоклассники, быстро достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени.
При этом встречаются дети, у которых возрастная слабость нервной системы сочетается с яркой индивидуальной выраженностью вышеперечисленных свойств. В этих случаях психологические проявления основных свойств нервной системы могут носить парадоксальный характер. Например, крайняя степень переутомления может выражаться в повышенной суетливости ребенка, хаотичной двигательной активности, нарастании возбуждения, нередки агрессивные выходки, бурные эмоциональные реакции, плач и т.п.
Встречаются также дети с противоположной картиной поведения: ребенок спокойно-тихий, заторможенный, осторожный, послушный. Однако на уроках обнаруживается, что он не в состоянии сосредоточиться в условиях каких-либо помех, выполнить задание, требующие повышенного умственного напряжения. На незначительные замечания может чрезвычайно болезненно отреагировать, обидеться, заплакать. И это также является проявлением повышенной утомляемости, слабости нервной системы.
Повышенная обидчивость, ранимость детей со слабой нервной системой может часто приводить к тому, что они становятся объектами нападок со стороны сверстников, своеобразными «козлами отпущения» в группе. Следует особо уберегать этих детей, не допуская у них возникновения невротических срывов.

Выделяют следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
1) длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начина­ет допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзамена­ционная работа, в особенности, если на нее отводится ограничен­ное время;
3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям уча­щегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не уст­ного;
5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), заставляет делать записи в тетради, отмечать  на карте, следить по учебнику и т. д.);
8) работа в шумной, неспокойной обстановке;
9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;
10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

Теперь перечислим ситуации, в которых особые затруднения возникают у инертных учащихся:
1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе;
3) когда время работы ограниченно и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
4) когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Для того чтобы учебная деятельность слабых и инертных была успешной, им следует выработать специальные приемы ее организации. Существенную роль при этом может играть учитель. Он способен как облегчить, так и осложнить учебную деятельность ученика.

Известно, что полезными для слабых по своим нейродинамическим свойствам учеников будут следующие правила, используемые учителем:
1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и бы­строго ответа на него; дать ученику достаточно времени на обду­мывание и подготовку;
2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно по­стараться разбить его на отдельные информационные куски и да­вать их постепенно, по мере усвоения;
4) лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
5) путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться;
6) следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;
7) во время подготовки ответа нужно дать время для провер­ки и исправления написанного;
8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

При работе с инертными учениками нужно особо обра­тить внимание на следующие моменты:
1) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает по­степенно;
2) следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некото­рые вообще отказываются работать в такой ситуации;
3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обду­мывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;
4) поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;
5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос;
6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;
7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Помимо следования данным рекомендациям неуспевающему учащемуся нужно помочь найти наиболее подхо­дящие именно для него приемы и способы организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть собствен­ные трудности и развить свои преимущества и дарования.
Преимущества слабых по своим нейродинамическим особенностям учащихся обнару­живаются, прежде всего, в ситуациях, требующих монотон­ной работы. Установлено, что слабые легче действуют по шаблону, по схеме.
Слабые любят работать обстоятельно, шаг за шагом выпол­няя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности.
Слабые склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме. Поэтому они успеш­нее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки.
Слабые склонны к систематизации знаний, что также обеспечивает им большую глубину усвоения. Они предпочитают при ответе и при усвоении материала использовать внешние опоры; поэтому разнообразные виды наглядного изображения—графики, схемы, рисунки, диаграммы, табли­цы—облегчают им учебную деятельность.
И, наконец, слабые склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. Если им предоставляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем сильные.

Инертные ученики также обладают положительными особенно­стями. Они могут работать, долго не отвлекаясь (на реплики учителя, на ра­боту учащегося, выполняющего задания у доски). У них отмеча­ется высокая степень самостоятельности в выполнении заданий.
Инертных отличает медленное нарастание активности, но зато долгое ее сохранение. У них наблюдается склонность к однообраз­ной работе, они также успешно справляются с монотонной рабо­той на протяжении долгого времени.
В определенные моменты учебного процесса от учеников требуется полностью выслушать объяснение учителя, а затем начинать выполнять задание. Инертные ученики без труда, быстрее, чем подвижные, начинают соблюдать это требование.
В работе на сообразительность инертные ученики принимают активное участие в том случае, если им дается достаточное время для обдумывания. Кроме того, они активны в работе по прой­денному материалу.

Особый интерес представляют случаи, когда условия учебной деятельности требуют от ученика таких качеств, которые не соот­ветствуют особенностям его нервной системы. В этих условиях учащийся должен использовать специальные компенсаторные прие­мы, которые помогут ему преодолеть возникшие трудности и успешно справиться с учебным заданием.
Так, слабые по своим нейродинамическим особенностям ученики компенсируют быструю утомляемость частыми переры­вами для отдыха, разумной организацией учебной деятельности, режимом дня. Недостаточную сосредоточенность и отвлекаемость внимания—усиленным контролем и проверкой работ после выпол­нения.
Медленный темп умственной работы компенсируется тща­тельной предварительной подготовкой работы, что дает возмож­ность слабым на первых ее этапах обгонять сильных (сильным свойственна медленная, постепенная врабатываемость).
Помимо этого, предварительная подготовка, глубокий всесторонний анализ и обдумывание усваиваемой информации, ее систематизация, со­ставление плана ответа позволяют слабым в некоторой степени уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственные моменты их учебной деятельности (контрольные, экзамены).

Инертные ученики могут использовать следующие приемы:
1) дают неполный ответ с последующим дополнением после небольшой паузы; такая тактика позволяет выкроить недостаю­щее для обдумывания время, когда учитель задает вопросы в вы­соком темпе и требует немедленного ответа;
2) дают предваряющие ответы — когда учитель в высоком тем­пе предъявляет задания, последовательность которых ясна (на­пример, вопросы записаны на доске), инертные могут увеличить скорость работы за счет выполнения следующего задания, пропу­стив предыдущее;
3) выполняют превентивные действия в подготовке ответов — прежде чем ответить на поставленный вопрос инертный предвари­тельно готовится и отвечает только после того, как формулировка ответа уже готова; конструирование ответа по ходу выступления сопряжено для них с большими трудностями.
Здесь текст?

0 коммент.:

Отправить комментарий